В чем философия «Зеленой мили»? Фильм «Зеленая миля», снятый по одноименному роману Стивена Кинга, неизменно занимает самые высокие места в рейтингах фильмов за всю историю кинематографа. Этот фильм влюбил в себя как критиков, так и зрителей, а культовый персонаж Майкла Кларка Дункана остался в сердцах миллионов зрителей. #АвторНикитаДобряков Но фильм не вошел бы в историю, если бы в нем всё было слишком просто. Давайте разберемся, какие скрытые смыслы он в себе таит. 🔸О чем фильм? «Зеленая миля» (1999) – экранизация романа Стивена Кинга с Томом Хэнксом в главной роли. Фильм рассказывает историю тюремного блока «Е», в котором содержатся преступники, осужденные на смертную казнь. «Зелёная миля» – это коридор, ведущий к электрическому стулу, то есть последнее, что видит осуждённый на казнь. Однажды в этот блок попадает Джон Коффи, которого осудили за зверское изнасилование и убийство двух маленьких девочек. Постепенно мы узнаем, что у него есть дар исцеления, и он помогает Полу Эджкомбу (Том Хэнкс), спасает жену начальника тюрьмы, а также воскрешает маленького мышонка, Мистера Джинглса. Герой Тома Хэнкса начинает сомневаться в виновности Джона Коффи (и оказывается прав) и даже предлагает Джону Коффи бежать. Но тот отказывается и идет на казнь. 🔸Образ Христа Сходу бросается в глаза аналогии персонажа Майкла Кларка Дункана с Христом. Даже инициалы Джона Коффи (J.C.) совпадают с именем Христа (Jesus Christ). Их объединяет добровольная мучительная смерть, но ее причины были различны. Согласно христианству, Иисус в своем акте самопожертвования взял на себя все грехи человечества, тогда как Джон Коффи не может больше выносить боль и жестокую правду, которую он видит благодаря своему дару. Только вот можно ли назвать это даром? 🔸Дар или проклятье? Сверхспособности Коффи нельзя однозначно назвать даром. Он может исцелять, но одновременно с этим может передавать болезнь – так он свел с ума одного из охранников тюрьмы. То есть он не только совершает праведные поступки, но и карает людей, которые совершают зло. Он сам воспринимает свой дар скорее как проклятье и не против умереть, т.к. у него больше нет сил, чтобы жить с ним. Ведь все болезни, что он исцеляет, он пропускает через себя. Перед смертью он передает часть своей силы Полу Эджкомбу, и тот, дожив до 108 лет, будет называть это карой, которую обрушил на него Бог. Долголетие лишь увеличило время, которое он провел с воспоминанием о том грехе, которое он совершил – реализовал смертный приговор невиновному человеку. 🔸Смертная казнь Фильм также поднимает сложную проблему допустимости смертной казни. Имеет ли человек право лишать жизни другого человека? Альбер Камю в своем «Размышлении о гильотине» прямо говорит о том, что смертную казнь нужно запретить. Долго время смертная казнь производилась публично с целью запугать других преступников, но в XX веке смертный приговор стал исполняться в маленьких комнатках тюрем. Камю подчеркивает, что тем самым смертная казнь потеряла всякий смысл. Для самого Джона Коффи смертный приговор – это спасение. Он слишко ярко видит боли и болезни этого мира, он чувствует страдания всех вокруг, и единственным спасением для него будет уход из этого мира. Жизнь и смерть Джона Коффи – метафора человеческой жизни. Мы попадаем в мир боли и страданий, наш жизненный путь – это «зелёная миля», которая приведёт к смерти и долгожданному раю. 🔸Итого Фильм «Зеленая миля» показывает нам наш мир, в который попадает человек с уникальным даром. Но даже его сил не хватает, чтобы излечить всех. Он с ужасом смотрит на множество бед, окружающих его, и старается помочь всем. Но, пропуская все через себя, он устаёт. И несправедливо вынесенный ему смертный приговор он воспринимает как освобождение. Главное, чтобы во время исполнения казни ему не вешали мешок на голову. Он боится тьмы и очень хочет попасть в рай. И в свет, то есть в рай, он и уходит. «Зелёную милю» можно понимать как метафору всей жизни, где ее финальный этап, тот самый зеленый коридор, есть путь к смерти, которая является освобождением человеческой души от грешного и порочного мира.

Теги других блогов: фильм философия Стивен Кинг